Еще раз о проезде детей в городском общественном транспорте

О стоимости проезда детей в городском и пригородном сообщении

 

Статья 786 Гражданского кодекса РФ устанавливает право пассажира перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях в порядке, предусмотренном транспортным уставом.

Статья 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в части, касающейся проезда детей в транспортных средствах, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщении, предоставляет следующие права пассажиру:

Каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой любое  количество детей до 7 лет без предоставления им отдельных мест для сидения, но только в тех случаях, когда разрешен проезд детей без предоставления им отдельных мест для сидения.

Если перевозка детей без предоставления им отдельных мест для сидения в конкретном транспортном средстве запрещена, то каждый пассажир имеет право перевозить с собой не более двух детей не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может быть более 50% от стоимости проезда взрослого пассажира.

При этом пассажир обязан иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка, перевозимого с предоставлением указанных преимуществ.

 

При рассмотрении этого вопроса необходимо обратить внимание на следующие его юридические аспекты.

 

1. Право пассажира за пониженную плату или бесплатно перевозить с собой детей представляет собой установленное законом право каждого на получение в рамках договора перевозки услуги, подлежащей обязательному оказанию перевозчиком при наличии желания пассажира. В этом контексте оно не может рассматриваться как льгота, подлежащая обязательному возмещению из бюджета.

Это такое же законное предоставляемое в рамках договора перевозки право, как, например, право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Но если право пассажиров на перевозку ручной клади не один из перевозчиков не оспаривает, то в отношении детей почему-то постоянно возникают противоречия между родителями и кондукторами с водителями.

 

Причиной такого недопонимания, очевидно, является неполное описание рассматриваемой нормой транспортного устава всех возможных ситуаций, связанных с проездом детей на городском и пригородном транспорте. Действительно, как быть, например, в случаях, если дети до 7 лет занимают сидячие места? Следует ли брать плату и в каком размере, если дети от 7 до 12 лет едут стоя в трамвае? И так далее.

Согласно статье 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда гражданские правоотношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, а при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

 

В рассматриваемой ситуации федеральный законодатель установил две «реперные» точки: до 7 лет без мест и до 12 лет с местами.

По-видимому, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости следует считать:

1. Дети до 7 лет вправе провозить бесплатно, если они не занимают отдельные сидячие места.

2. За провоз (провоз) детей до 12 лет, занимающих отдельные сидячие места, взимается плата в размере 50%.

3. За проезд (провоз) детей от 7 до 12 лет, не занимающих отдельные места, может взиматься плата в размере, не превышающем 50%.

4. Дети, проезжающие без сопровождения взрослых, не теряют права на проезд по более низкой стоимости.

5. Каждый перевозчик вправе своим приказом установить иные, более благоприятные для пассажиров условия проезда детей.

 

Представляется целесообразным закрепить указанные принципы в публичном соглашении, подписываемом всеми перевозчиками, осуществляющими не только внутригородские, но и пригородные перевозки.


Обсуждение новостей доступно в соцсетях